Развитие дистанционного сотрудничества и
межкультурной коммуникации в условиях Предметной лаборатории английского языка
Уважаемые коллеги!
Национальная образовательная
инициатива Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева «Наша новая школа»
в разделе «Развитие системы поддержки одаренных детей» ставит конкретную задачу
перед каждым образовательным учреждением, а именно: «Необходимо развивать
творческую среду для особо одаренных детей».
Открытая в марте 2008 года в
школе № 25 Предметная лаборатория лингвистики предоставляет широкие возможности
для реализации данной задачи. Наряду с уже хорошо зарекомендовавшими себя направлениями
работы лаборатории, такими как
·
еженедельные уроки в рамках учебной
программы
·
предметные олимпиады по английскому
языку
·
промежуточное и итоговое тестирование
·
практикумы для учителей
появляются новые,
Объективная реальность, а именно –
единое, преимущественно англоязычное, информационное пространство ставит новые
задачи. В этих условиях работа нашей Предметной лаборатории приобретает сегодня
кардинально обновленное содержание.
Благодаря вниманию директора
школы Штиновой Г.А. наша лаборатория с декабря 2009 года получила автономный доступ
в Интернет и старшеклассники нашей школы активно включились в реализацию дистанционных
проектов в рамках работы Клуба по электронной переписке. Участие наших
школьников в глобальных Интернет сообществах изучающих английский язык,
совершенствование коммуникативных компетенций наших учащихся на английском
языке позволяют нам на постоянной основе осуществлять дистанционное
сотрудничество с учащимися и их учителями как в странах изучаемого языка, так и
в странах, где английский изучается как иностранный. Сегодня среди наших партнеров
по тематическим проектам школьники из США, Канады, Италии, Польши, Германии и
других стран.
Это позволяет нам говорить с полным правом не просто о
лингвистической лаборатории, а о лаборатории межкультурной коммуникации на
английском языке, - ведь коммуникативная компетентность и есть одна из самых
ключевых компетностей выпускника школы с углубленным изучением английского
языка.
В качестве иллюстрации
значимости дистанционного сотрудничества представляю вашему вниманию самые
доброжелательные отзывы коллег из США и Польши о совместных проектах - видеоклип. Они говорят по-английски, но уверяю вас, они
подчеркивают важность и значимость сотрудничества условиях современной
реальности.
Что нам это дает?
Благодаря данной работе мы
решаем следующие практические задачи:
·
обмен практическим опытом
с коллегами с использованием новых коммуникационных технологий, таких как Web 2.0
·
ознакомление детей с основами
коммуникационных технологий и развитие практических навыков их использования
·
практическое
применение и совершенствование
коммуникативного английского языка всеми участниками дистанционного
сотрудничества,
·
объединение подростков
разных стран в рамках тематических проектов,
·
знакомство с
культурными традициями стран изучаемого языка,
·
воспитание
толерантности,
·
стремление к
межкультурному пониманию,
·
преодоление
негативных стереотипов.
Здесь особую актуальность
приобретает возможность рассказать о нашем родном городе, его богатых
культурных традициях, истории и перспективах, о наших талантливых земляках, о
жизни подростков. В ходе работы школьного клуба по электронной переписке
созданы и размещены видеосюжеты на английском языке о некоторых значимых
событиях в жизни нашей школы и нашего города на сайте лаборатории, сайтах
глобальных сообществ изучающих английский язык, сайте преподавателей
английского языка ESL Russia и на YouTube. В
планах работы лаборатории познакомить сверстников за рубежом с оригинальным
искусством нашего города мастеров - Златоустовской гравюрой на стали.
Опыт работы школы по дистанционному
сотрудничеству был с успехом представлен на ежегодной Всероссийской конференции
преподавателей английского языка, которая проводилась 23-26 июня в г.Челябинске.
Так как конференция была международная, то рабочий язык конференции был
английский. Мне представилась счастливая возможность поделиться с коллегами своими
наработками по дистанционному сотрудничеству и межкультурной коммуникации - distant collaboration and cross-cultural communication. Наш опыт вызвал интерес участников конференции, в
частности президента Ассоциации и декана факультета ММК и регионоведения,
профессора МГУ им.Ломоносова
С.Г.Тер-Минасовой, руководства офиса английского языка при посольстве
США в г.Москве. Мы надеемся, что эти связи помогут нам в расширении потенциала
нашей лаборатории.
Таким образом, в условиях ускорения
экономической и культурной интеграции России в глобальное сообщество и
растущего международного сотрудничества, практический опыт, приобретаемый
нашими школьниками в ходе выполнения дистанционных проектов совместно со
сверстниками в других странах, приобретает особую значимость, т.к. решает задачи социализации личности
выпускника.
Здесь следует сказать, что
работа в данном направлении очень кропотливая и трудоемкая. Успех немыслим без искренней
заинтересованности как участников проектов, так и руководства школ, т.к. наши дети в этом случае выступают
как Дети - послы мира, от имени своих
сверстников в Златоусте, в России.
Наши результаты по работе с
одаренными детьми будут еще более значимыми, если направление, в котором
развивается наша Предметная лаборатория межкультурной коммуникации на
английском языке, найдет сторонников среди учителей иностранного языка,
понимание администрации школ. Здесь для нас также очень важно внимание и
поддержка Управления образования и, может быть, и руководства города - ведь при
реализации наших проектов мы вносим свой вклад в выполнение социально значимых
задач и при этом иногда сталкиваемся с объективными трудностями.
Мое выступление содержит
предельно краткое изложение сути нашей работы по развитию дистанционного
сотрудничества на английском языке.
Более подробно наша работа
представлена на сайте лаборатории http://lccc.ucoz.ru .
Тукбаев В.И., учитель английского языка
Руководитель Предметной лаборатории
английского языка
и межкультурной коммуникации МОУ СОШ № 25
|